Среда, 03.07.2024, 07:45
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ"Кирпичнозаводская СОШ" Астраханской области

Меню сайта
Категории раздела
Ученикам [10]
Новости для учащихся
УСШ [2]
Новости управляющего совета
Родителям [27]
Новости для родителей
Школа сегодня [495]
Новости дня
Статистика

Онлайн всего: 82
Гостей: 82
Пользователей: 0

Психологическая готовность родителей к сдаче ЕГЭ и ГИА

Психологическая готовность родителей к сдаче ЕГЭ и ГИА
Практически подходит к концу процесс подготовки к очень важному и ответственному событию – сдаче государственных экзаменов ЕГЭ и ОГЭ.
Тема интересная, важная и достаточно своеобразная – «Психологическая готовность родителей (заметьте, не детей) к сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
Почему именно родителей? Для чего?
При подготовке материала, к моему изумлению, я столкнулась с дефицитом какой-либо полезной информации на данную тему. И тогда я обратилась за помощью к своим друзьям, родственникам, коллегам, всем тем, кто в настоящее время является родителями выпускников или в ближайшем прошлом когда-то ими были, и к своему собственному «свежему» опыту (в прошлом году дочь закончила лицей). Меня интересовало, что сейчас происходит в их жизни, что они переживают, что чувствуют? В итоге, мой «соц. опрос» показал, что переживания у родителей есть и амплитуда их достаточно высокая!
Кроме того, весь «собранный» материал дал мне представление о том, что больше всего волнует родителей в предэкзаменационный период, какие именно переживания не дают покоя и «лишают сна». Оказалось, что они (родители) либо сильно волнуются по поводу того, что дети не наберут соответствующее количество баллов по нужным предметам, необходимых для поступления в желанный ВУЗ, либо их переполняет сочувствие и тревога по поводу их психосоматического здоровья, т.к. уж очень высок темп и нагрузка на бедный детский организм! Получается, что эта тема актуальная и про это желательно бы больше и чаще говорить!
Я считаю это важным, так как существует такой феномен, как детско–родительская связь. Ведь, несмотря на то, что ваши дети выглядят такими взрослыми, рослыми и самостоятельными, еще не завершился один из важнейших процессов – процесс сепарации (отделения). Дети, хотя и взрослые дети, находятся пока еще в зависимости от вас, от семьи и семейной системы. Они зависят не только материально, но и конечно эмоционально. И именно эта ниточка будет связывать вас всю жизнь.
Вы любимые и очень значимые для них люди! Поэтому то, как вы умеете справляться с трудностями, ваши способы восприятия, реагирования, переживания и адаптации к ситуации не могут хоть каким — то образом не отразиться на ваших детях. А ведь им предстоит серьезное испытание, не зря именно так переводится с латинского языка слово «экзамен». И очень жаль, когда выпускные государственные экзамены становятся болезненным, невыносимым, а порой драматичным процессом.
Поэтому, дорогие родители, от вас зависит очень и очень многое! Ваши положительные эмоции, ваша уверенность и позитивный рабочий настрой, ваше отношение к экзаменам, как к ответственному, но не жизненно важному событию (от которого зависит здоровье и жизнь ребенка) и ваше фундаментальное спокойствие и поддержка – именно в этом сейчас особенно нуждаются ваши дети.
Как прийти к этому, как успокоиться, если волнение и тревога не отпускают и фоном пронизывают все жизненное пространство?
Давайте исходить из ситуации «здесь и сейчас».
Первое. На сегодняшний день все, что вы могли дать – здоровье, способности, любовь, интерес к своему ребенку – вы дали. Все, во что можно было вложиться в процессе учебной деятельности – выбор школы, а возможно и учителя, забота о хорошей успеваемости, поддержка интереса и активного участия в школьных мероприятиях и различных конкурсах и олимпиадах – вложились. Все, чем могли помочь в старших классах – поддержать взрослость, определить профессиональную направленность, уважительно отнестись к выбору жизненного пути ребенка, посодействовать в укреплении знаний (я имею в виду различные дополнительные занятия, курсы подготовки к экзаменам, репетиторство и т.д.) – вы помогли.
Все, что было в ваших силах, вы уже сделали. Это есть, этого уже не отнять и поздно что-то прибавить. Теперь важно все это очень бережно собрать, сберечь, сохранить, не дать шальным эмоциям и необузданному беспокойству все это обесценить и разрушить! А главное – это принять, как данность.
Далее, как любим мы, психологи говорить, нужно «порасшатывать» ресурс. Т.е. приняв ситуацию такой, какая она есть, сосредоточиться и спокойно определиться в дальнейших действиях. Что от меня еще (или от нас — родителей) зависит? Сдать экзамены за своего ребенка невозможно, свои знания и голову не вставишь. Тогда что мы можем реально полезного сделать для него?
И получается, что самое важное и ценное, что можно сделать – это стать таким оплотом, прочным фундаментом, поддержкой. Только вы, искренние, любящие, спокойные и заботливые сможете поддержать их уверенность в себе и в своих силах!
Вот некоторые советы, рекомендации, некие точки опоры, которые могут быть полезными в совместном процессе проживания, а главное безболезненной подготовки к грядущему событию.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Уважаемые родители, хотелось бы представить Вам некоторые рекомендации психолога в период подготовки Ваших детей к экзаменам. Любые жизненные изменения нарушают психологическое равновесие. Очевидно, что любой экзамен провоцирует стресс: сильное волнение, страх, неуверенность в себе, нервозность или депрессии.
Вы можете помочь Вашему ребенку. Поверьте, он нуждается в этом. В период подготовки и сдачи экзаменов Ваш ребенок переживает великое множество негативных эмоций, таких как страх, неуверенность, тревожность и т.д.
Переживание страха – состояние очень разрушительное для всего нашего организма… Страх получить неудовлетворительную оценку на экзамене мешает сосредоточиться и найти верное решение.
 
Морально поддерживать ребенка – значит верить в него, выражать свою уверенность в его силах. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
-Опираться на сильные стороны ребенка;
-Избегать подчеркивания промахов ребенка;
-Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
-Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
-Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
-Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
-Наблюдайте за самочувствием ребенка, следите, чтобы он во время подготовки не переутомлялся, отдыхал и бывал на свежем воздухе. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом.
Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.


Признаки стресса:
 
физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.);
эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам;
поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Если Вы видите, что ребенок устал, лучше уговорите его отдохнуть, вместо судорожных и бессмысленных повторений прочитанного материала. Если Вы обнаружили, что у ребенка происходят нарушения сна (плохо спит, не может долго уснуть, слишком рано просыпается и т.д.) это может быть, комплекс “недо”, т.е. “недочитал”, “недоучил”, “недоповторил”, “недопонял”. В этом случае вам родители рекомендуется помочь ребенку пересмотреть время на подготовку к экзамену, может, оно распределено неравномерно, либо неэкономно, и если вовремя не остановиться, силы и время, потраченные на подготовку к экзамену, не дадут желаемых результатов. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать.
Сложные темы лучше изучать в часы подъема (первая половина дня с10.00-12.00 и с 18.00-21.00), хорошо знакомые – в часы спада (с 12.00-14.00 и с 16.00—18.00).
Попытайтесь создать ребенку комфортные условия для подготовки. Если Вы видите, то Ваш ребенок занимается, освободите его на время от каких-то домашних обязанностей.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Не критикуйте ребенка после экзамена!
Совместность, близкие, доверительные отношения с ребенком, взаимодействие с классным руководителем, преподавателями- предметниками, владение правдивой информацией об условиях и правилах проведения экзаменов – залог благоприятного проживания периода подготовки родителей к сдаче государственных экзаменов детей!
 
 
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

МКОУ"Кирпичнозаводская СОШ"© 2024